Варпаховский Леон. Викт.

Варпаховский Леон. Викт.

ВАРПАХО́ВСКИЙ Леон. Викт. (1908—76) — реж., театровед, художник, музыкант. Был рук. ПЭКСа (эксцентрич. камерного синтетич. ансамбля), оформлял спектакли в Моск. т-рах, окончил театроведч. отд. лит. фак-та МГУ. Многогранность таланта В. обусловила оригинальность, жанровое и стилистич. разнообразие его спектаклей. Свой творч. метод В. определял как "реализм на базе условности", развивая принципы Вс. Мейерхольда, с к-рым работал в 1933—35.

Пост. 68 спектаклей, в к-рых стремился осуществить синтез композиц. принципов Мейерхольда и актерской школы К. С. Станиславского. В 1937—58 работал в Тбилиси, Киеве, Магадане, Алма-Ате (пост.: "Оптимистическая трагедия", "Слуга двух господ", "Чайка", "На дне", "Деревья умирают стоя" (Касона) и др.). Ставил также муз. спектакли — "Травиата", "Марица", "Холопка" и др. Б. значение придавал музыке и в драматич. спектаклях. С 1968 в Москве: "Мольба о жизни" (Деваль) в т-ре им. Ермоловой, "Маскарад", "Бешеные деньги", "Оптимистическая трагедия", "Палата" и "Дипломат" (Алешин) в Малом т-ре, "Шестое июля" (Шатров) и "Дни Турбиных" (Булгаков) во МХАТе, "Странная миссис Сэвидж" (Патрик) в т-ре им. Моссовета, "Выбор" (Арбузов) в т-ре им. Вахтангова, "Продавец дождя" (Нэш) и "Волки и овцы" (Островский) в т-ре им. К. С. Станиславского и др.

Автор ряда трудов о т-ре; особую ценность представляют его опыты фиксации спектакля.

Соч.: Наблюдения. Анализ. Опыт / Вступ. ст. А. Анастасьева. М., 1978.

Лит.: Черняк Ю. М. В мастерской Л. В. Варпаховского. М., 1982; Савченко Б. А. Колымские мизансцены. М., 1988.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»